Стандартная версия

Школьный сайт

МБОУ ООШ с.Казаки


Назад
Сайт создан в системе uCoz

Казацкая школа – самая старейшая в Елецком уезде

В конце 19 века с.Казаки было вторым по величине селением в Елецком уезде. Оно включало в себя 836 дворов, 5286 человек обоего пола. По словам местных крестьян, предки их были переселенцами из пригородной Александровской слободы, с которой с.Казаки составляло одну общину до 1864 года.
Казацкое училище Казацкой волости Елецкого уезда было открыто в 1843 году.
Из архивных документов за 1875-76 учебный год мы узнали, что оно размещалось в отдельном доме, принадлежащему обществу. Помещение училища «весьма удовлетворительно».
В 1876-77 учебном году в Ельце и Елецком уезде производилась ревизия 46 училищ членами и председателем училищного совета, попечителями училищ Н. Д. Лаухиным, С. Д. Кривцовым и М. Н. Хващинским. Все училища распределили на 4 разряда. Казацкое входило в число училищ первого разряда.
По отзыву членов училищного совета, председателя земской управы И. В. Пушешникова, Казацкое училище в учебном отношении находилось в следующем состоянии: «Успехи учеников во всех трёх отделениях (старшем, среднем и младшем), по всем предметам курса народных начальных училищ, настолько хороши, что желать лучших успехов от сельской школы почти невозможно».
Начиналось обучение учеников в школе, как и сейчас, 1 сентября, заканчивалось в мае. Прием детей ежегодно проводился с 15 августа по 1 октября.
В школе обучали детей чтению, письму, арифметике, Закону Божьему. Преподавалось также помощником учителя церковное пение. Также отводились часы на самостоятельные работы по русскому языку и арифметике.
В младшем отделении дети в школе занимались 1-4 часа, в среднем и старшем 4-5 часов. В среднем дети проводили в школе от 3 до 7 часов ежедневно.
Отсюда видно, что усиленно работали не только учителя, но и учащиеся.
В шести училищах уезда (в том числе Казацком) преподавалось рукоделие.
Учебными пособиями Казацкая школа была снабжена достаточно.
На уроках использовались атласы, картины, глобусы, учебники «Наше Родное», «Книга для чтения», «Родное слово».
Изучая архивные документы, мы пришли к выводу, что дети стремились получить знания, многие ученики учились хорошо.
Так в 1875-76 учебном году всех учащихся было 42 человека. Удостоены получения льготных свидетельств – 5.
По данным за 1877-78 учебный год школа в Казаках была размещена в общественном доме вполне удобном. В материальных средствах и учебных пособиях полный достаток, благодаря участию попечителя Нечаева и обеспечению общества, которое на хозяйственную часть отпускает 130 рублей. Учеников 45. Успехи по всем предметам удовлетворительные. Удостоено получения льготных свидетельств 4 ученика, при этом одному из них вручён похвальный лист.
В 1880-81 учебном году школу посещало 97 человек, свидетельств об окончании курса выдано 9. Помещение школы довольно удовлетворительно и содержится хорошо. В 1882-83 учебном году количество учеников было 114. 17 получили свидетельства об окончании курса, из них 8 (т. е. почти половина учеников) были удостоены похвальных листов.
В 1883-84 учебном году – 113 учеников посещали школу. 12 получили свидетельства об окончании курса, из них 6 обучающихся были удостоены похвальных листов. «Успехи по всем предметам – отличные. Законоучитель священник Зверев и учитель Нечаев вполне заслуживают награды. Здание школы благодаря стараниям школы попечителя этого училища священника Зверева перенесено на более удобное место к церкви и заново отделывается»
В 1885 году школа выпустила 14 человек. Выпускники хорошо знали основы арифметики, географии, естествознания, историю России, а также молитвы и церковную историю.
Об этом свидетельствует акт о проведении экзаменов, представленный в уездный училищный Совет его членом Чеботаревым. В акте говорилось, что в школе 180 учеников, 14 из них получили свидетельство об окончании курса. Шестеро выпускников удостоены похвальных листов. Их успехи по всем предметам отличные.
Интересно, что из всех обучающихся детей мальчиков было в восемь раз больше чем девочек.
После 1905 года Казацкая школа стала иметь шесть комплектов. Опытные учительницы В.Н.Дмитриева, Н.Н. Орлова и другие продолжают добрые традиции своих предшественников, отдавая свои знания народному просвещению. Вот что, например, писал экзаменатор о школе в 1911 году: «Выпускниками переложение написано связано и без грубых и грамматических ошибок. Задачу решили все. По истории России и географии ученики давали прекрасные ответы. Все выпускники признаны достойными получить свидетельства. В младшем и среднем классах успехи хорошие. Закон Божий знают прекрасно. Видно, что законоучитель и учительский персонал много потрудились». Несмотря на тесноту и духоту в классах (на партах сидели по три человека и даже некоторые стояли), учительский коллектив добивается значительных успехов в обучении детей, благодаря этому школа шла в первых рядах училищ Елецкого уезда.
В докладе Елецкому Уездному Училищному Совету член Совета Протоирей Гавриил Селихов как председатель экзаменов отмечает очень хорошие успехи экзаменовавшихся в Казацком, Рябиновском, Афанасьевском, Казеевском и Асламовском училищах.
В том же докладе говорится, что все обучающие твердо и толково отвечают на разные вопросы в пределах программы. Многие правильно и выразительно читают и по церковно - славянски, и по - русски. Особенно хорошие успехи по арифметике.
Казацкое училище, а также Рябиновское, Афанасьевское, Казеевское и Асламовское, попечителем которых несколько лет был В. А. Варгунин, не испытывали никакой нужды и были хорошо благоустроены.
Дети здесь получали не только знания. В голодное время для них были организованы столовые с горячим питанием. Детям отдаленных от училищ деревень в ненастное время и зимние короткие дни предоставлялся приют с пищей. Ночлежные приюты были не только при Казацкой школе, но и Красно-Полянской и Чернавской. В других же школах во время половодья, метели или сильного мороза дети располагались ночевать на полу классной комнаты.
Многие местные ученики собирались в училище для приготовления уроков под руководством учительского персонала. (Как интересно, оказывается, нынешние группы продленного дня берут начало из школ 19 века).
А если ученик совершал какой-либо проступок, то в виде наказания провинившийся лишался права остаться в училище до исправления. Деятельность учителей, главным образом, была сосредоточена на учебной стороне дела. Детям в школе старались дать возможность овладеть навыком чтения, письма и необходимыми сведениями из области родного языка, религии и познакомить с арифметикой настолько, чтобы они умели решать практические задачи. Но нельзя сказать, что воспитательной работе отводилась второстепенная роль. Школы, имея в виду трудовую жизнь своих воспитанников и их домашнюю обстановку, заботились и о том, чтобы искоренить в детях общую распущенность, привычку к грязи и напрасной трате времени. Училищное начальство просило родителей и родственников обращать внимание на то, чтобы ученик исправно посещал училище и учил задаваемые на дом уроки, скромно вел себя на уроках и вне училища, в опрятности держал одежду и тело, а также своевременно вносил деньги за право обучения. Хотелось бы добавить, что в сельских училищах обучение было бесплатным. Но дети крестьян, не участвующих в расходах на школу, платили 3 рубля в год. Собранная плата расходовалась попечителями на нужды школы: письменные принадлежности, ремонт, отопление, освещение.
В 1905 году в Казацкой школе было уже 262 ученика, из них 59 девочек. Увеличилось и число учителей, их стало пятеро. По сравнению с другими школами Казацкая была более обеспечена наглядными пособиями. Выше было и материальное положение учителей. Объясняется это тем, что над школой попечительствовал демократ, известный елецкий врач В.А.Варгунин, который ежегодно расходовал на ее содержание и приплату к жалованию учителям по нескольку сот рублей.

Ученики церковно-приходской школы 1894 г.


Назад
Сайт создан в системе uCoz

Сайт создан в системе uCoz