Стандартная версия

Школьный сайт

МБОУ ООШ с.Казаки


Назад
Сайт создан в системе uCoz

В.А.Варгунин – просветитель Елецкого уезда

Владимир Александрович Варгунин
1855-1921

Исследуя архивные материалы об образовании в Елецком уезде и нашем селе Казаки, мы часто встречали в документах имя В.А.Варгунина. В них высоко оценивалась его деятельность на ниве просвещения: «Училищный совет выразил особую признательность г. попечителю Владимиру Александровичу Варгунину, не щадящему ни своих средств, ни сил, ни времени на то, чтобы покровительствуемые им училища довести до надлежащего состояния».
Так, ход наших исследований, привел к В. А. Варгунину. Мы решили узнать о нем.
Оказывается, имя этого человека тесно связано с историей с.Казаки, его деятельность на медицинской и просветительской ниве имела большое значение для нашего края. В. А. Варгунин в Елецком уезде до 1917 года стоял в ряду самых значительных его представителей – как предводители дворянства Стаховичи, знаменитые на всю Россию Елецкие купцы Заусайловы, Валуйские и другие.
Из выше названных архивных документов, рукописи Н. В.Рябцева «Мракобес - священник Зверев, член IV Государственной Думы, и его борьба с попечителем Елецких земских школ – врачом Варгуниным Владимиром Александровичем», воспоминаний бывшей учительницы Казацкой школы Хромых Валентины Федоровны, Нины Георгиевны Куреевой мы узнали, что по поручению Елецкого земства Владимир Александрович Варгунин принял на себя попечительство над школами: Казацкой, Казеевской, Афанасьевской, Рябиновской и Петрищевской. Материальная обеспеченность Варгунина позволяла отдавать много сил и средств школам.
Варгунин приглашал в свои школы учителей с педагогическим образованием, брал на работу учительниц, окончивших высшие женские курсы, устраивал ежегодно для детей на зимних каникулах елки, детские спектакли...
На елках дети веселились, пели, плясали, надевали маски. Во всех этих детских забавах Варгунин принимал всегда участие. Елки в школе проходили весело и живо и доставляли детям несказанное удовольствие, они получали подарки: картинки, книжки главным образом, такие: «Кавказский пленник», «Первый винокур», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о спящей царевне», «Му-Му».
Очень часто в адрес Варгунина выражаются благодарности за ремонт, строительство и помощь школам. Примером этому служит хранящийся в Липецком государственном архиве «Журнал XI очередного Елецкого уезда земского собрания, октябрь 10 дня 1905 года». На собрании под руководством председателя собрания Елецкого предводителя дворянства Виталия Георгиевича Ветчинкина рассматривался вопрос по школьному и внешкольному образованию на 1905 год. В прениях по вопросу о постройках школ среди выступавших перечислены В.А. Варгунин, А.А. Стахович, также зафиксированы благодарности строителям школ, среди них опять упоминается В.А. Варгунин за строительство школы в селе Рябинки.
Следует заметить, что это далеко не первое и не последнее документальное свидетельство того, что Варгунин на свои личные средства строил и ремонтировал школы. Член училищного совета И.С. Четарев, проводивший в 1884 году инспекцию Афанасьевской школы, в своем отчете о проделанной работе указывал не только на очень хорошие успехи учеников (семь из двадцати учащихся сдали экзамен на отлично),но и на идущий ремонт и пристройку к школе новых помещений на средства Варгунина. Вот строки из его доклада: «В настоящее время здание училища ремонтируется и, кроме того, пристраивается к нему новое помещение для школы на средства вновь избранного обществом крестьян попечителем Владимира Александровича Варгунина».
А вот какими словами начинает и заканчивает свой доклад инспектор Могульский, посетивший Афанасьевскую школу после ремонта двумя годами позднее, в 1886 году: «Едва ли мне нужно говорить о том общественном факте, что Афанасьевское училище имеет отличное помещение, массу дорогих учебных пособий и очень хорошо поставлено в учебном отношении, благодаря горячей любви к делу народного образования попечителя Владимира Александровича Варгунина… Попечитель же В.А.Варгунин, за его выдающуюся деятельность на пользу народного образования, заслуживает особенной признательности со стороны Училищного совета».
В том же 1886 году по поручению Училищного совета Варгунин как помощник Предводителя Дворянства по наблюдению за школами принимает выпускные экзамены в начальных школах Елецкого уезда: Казацкой, Рябинской, Должанской, Свишенской, Хитровской, Стрелецкой, Асламовской, Чернавской мужской и Чернавской женской. Обращает на себя внимание метод оценки знаний учащихся, который он применяет и дает в своем отчете: «...Прежде чем приступить к отчету об экзаменах, считаю необходимым сказать несколько слов о практиковавшемся мною способе оценки познаний учеников. Так как преподавательские способности и усердие учителей школ, в которых я производил экзамены, резко разнятся между собою, то я не считал себя вправе применять одну и ту же мерку к оценкам знаний и смышлености учеников. Так, ученикам школ Рябинской и Казацкой, где преподавание ведется хорошо, отметки ставились строже, а в некоторых из остальных училищ ученики получили высшие отметки за познания, лишь удовлетворяющие требованиям программы: последние не виноваты, что учитель не умел или не хотел научить их большему». Далее Варгунин продолжает: «Необходимую потребность всех училищ, посещенных мною, составляет ученическая библиотека. Учащиеся имеют большое желание читать. Наглядным примером этого служит тот факт, что ученики Афанасьевского училища не ленятся приходить за 8 верст ко мне на хутор (даже зимой), чтобы получить книжки для чтения. Такую же охоту к чтению проявляют ученики и многих других школ. Очень прошу Елецкий Училищный Совет, а через него и Земское собрание, возможно скорее решить вопрос о школьных библиотеках. ...Оставлять же грамотеев без материала для чтения убыточно, потому что тогда пропадут даром почти все немалые затраты земства на народные школы. Наняв врача, нельзя скупиться на лекарства; так и развив в народе грамотность, не выгодно оставлять грамотеев без книг».
Как мы видим из приведенных выше примеров, Варгунин не ограничивался лишь строительством школ, его в не меньшей степени интересовало качество и глубина знаний, получаемых учащимися школ, и где эти знания они могут применять.
«Училищный Совет имеет возможность указать на непрерывный успех по всем отраслям народного образования в Елецком уезде.
Число учеников растёт, столь желательное увеличение числа девочек наглядно наблюдается, с каждым годом % оканчивающих курс со свидетельством прибавляется, обучение каждого ученика удешевляется, наконец, общее развитие, знания и школьные успехи, по отзывам экзаменаторов, почти повсеместно достойны похвалы и награды. Эти радостные успехи, по мнению Совета, должны быть прежде всего отнесены к заслугам учительского персонала, а затем уже ко вниманию и убежденному сочувствию лиц, поставленных ведать и руководить делами народного образования по высочайшей воле, по закону, по приглашению Предводителя Дворянства и по выбору Земства. Неужели, двинув вперед святое и необходимое дело, Елецкое Земство остановится, ещё так далеко не достигнув конечной цели, и ограничит своё сочувствие, несмотря на оправдывающие его счастливые результаты».


Назад
Сайт создан в системе uCoz

Сайт создан в системе uCoz